Структура информационной системы для анализа сведений о состоянии авиатехники
Описание структуры информационной системы для анализа сведений о состоянии авиатехники будет дано на примере системы, обрабатывающей первичные сообщения о неисправностях. Соответствующая система в головной организации отрасли или даже в крупном территориальном управлении гражданской авиации будет обрабатывать ежегодно десятки и сотни тысяч документов с сообщениями о неисправностях или принимаемых мерах по их предупреждению.
Для организации этой работы на ЭВМ необходимо отработать математическое обеспечение задач анализа надежности, трудозатраты на создание которого составляют десятки человеко-лет. Вследствие большой изменчивости методик анализа надежности и быстрого совершенствования эксплуатируемого парка ЛА требования к математическому обеспечению задач анализа надежности часто меняются. Меняются формы и содержание вводимых в ЭВМ документов, постоянно перестраиваются формы выходных сообщений. Все это служит причиной отставания медленно разрабатываемых программ от требований потребителей анализа, т. е: пользователей информационной системы, обрабатывающей сообщения о неисправностях. Чтобы уменьшить отставание, необходимо при отработке математического обеспечения ориентироваться на широкое использование средств автоматизации программирования, т. е. универсальных информационных систем и баз данных. Дальнейшее изложение будет вестись применительно к использованию универсальной системы управления базами данных отечественной разработки типа «ИНЭС». Использование какой-либо иной универсальной системы управления базами данных не внесет ничего принципиально нового в порядок разработки на ее основе специализированной; ИВС по надежности.
Процесс проектирования и создания базы данных, содержит следующие этапы.
Анализ обрабатываемой информации включает: уточнение замысла на создание информационной системы,, изучение источников информации, получение представления об объектах учета, ознакомление с содержанием выходных документов и справок, прогнозирование возможных запросов на получение информации.
Согласование форм выходных документов, в ходе которого проводится определение вида выходных документов (таблицы, графики, тексты), составление каталога форм выходных документов. В реальной информационной системе отрабатываются документы по десяткам различных форм.
Определение структуры и форм представления исходных данных, т. е. составление иерархической структуры сложного объекта, описание простых объектов их признаками (характеристиками) в каждом уровне иерархии, разработку форм бланков представления данных и инструкций по формализации информации. В’ рассматриваемой системе основных входных документов два — карточка, приведенная на рис. 4.3, и отчет о мероприятиях, направленных па устранение причин отказов. Отчет о мероприятих имеет простую форму, в которой каждому описанию наиболее характерных отказов (данные в графах 2 и 3 табл. 21) соответствует перечень проведенных мероприятий (в том числе и доработок авиационной техники). Инструкция по формализации информации, содержащейся в вводимых документах, будет рассматриваться в следующем параграфе.
Определение логической структуры базы данных и состава ее массивов, в частности распределение данных по массивам в зависимости от их содержания и уровня использования, составление перечней признаков объектов, словарей и классификаторов, определение объемов памяти и размещение базы данных на машинных носителях. База данных включает в свой состав массивы описаний объектов и словари (коды понятий, наименования объектов, наименования характеристик, нечисловые значения характеристик и т. д.). В базе данных имеются также вспомогательные массивы, описывающие ее структуру, и необходимые для функционирования
программ обработки информации. Поэтому объем баз данных всегда несколько больше рассчитанного по размерам отдельных элементарных сообщений.
Формализация информации и подготовка ее к вводу проводятся путем кодирования данных, содержащихся во входных документах. Наиболее приемлемый пока вариант ввода — с помощью перфокарт. В будущем станет основным использование для ввода сведений о неисправностях с отдаленных терминалов или дисплеев.
Ввод информации и поддержание массивов в актуальном состоянии. Это систематическая, каждодневная работа, включающая ввод, контроль правильности вводимых данных, исправление выявленных ошибок, функциональный контроль массивов решением тестовых задач, обновление данных и ведение архивного учета накопителей. Для реализации всех этих операций современные универсальные информационные системы представляют удобные средства в виде типовых программ. Рассмотрим ■формирование базы данных для информационной системы, обрабатывающей сообщения о неисправностях. Эта система решает следующие задачи:
1) накопление информации из поступивших первичных сообщений на машинных носителях в долговременных запоминающих устройствах (практически из-за большого объема информация может храниться только на магнитных лентах, а для непосредственной обработки на устройства прямого доступа переписывается ее часть);
2) расчет показателей оценки надежности по типам самолетов, их основным функциональным системам и по отдельным авиапредприятиям;
3) получение сводных статистических данных о неисправностях авиатехники с сортировкой по техническому адресу отказавших узлов и деталей и характерам
(сущности) неисправностей;
4) получение перечней составных частей и комплектующих элементов, неисправности которых лимитируют надежность ДА;
5) накопление сведений о проведенных предприя — тиями-изготовителями и эксплуатирующими подразделениями гражданской авиации мероприятиях по повышению надежности (в том числе и о доработках авиационной техники);
.6) вычисление показателей надежности агрегатов и
узлов авиационной техники и оценок изменения интенсивности их отказов по наработке.
Первый этап проектирования базы данных — анализ; выходных документов, которые хотелось бы получить при их решении. На выходе цервой — задачи образуется архив сведений о неисправностях. За год в нем прибавляется 200—300 тыс. сообщений, каждое из которых содержит от 80 до 160 байт информации. Поскольку некоторые запросы при решении третьей и шестой задач требуют анализа данных за 10 лет,, общий объем архива сведений о — неисправностях должен составить 150— 50’0 Мбайт.
■В результате решения второй задачи выдаются таблицы с показателями надежности. Чтобы таблица была удобна для пользователя, в ней должно содержаться не более 30 строк и 20 граф. Например, по строкам раз,- мещаются названия крупных авиационных предприятий,, а по столбцам — показатели оперативной оценки надежности Xi, Хг,. . ., Хц за отчетный и предыдущий годы.. В годовом отчете по разным типам самолетов и разным: службам может приводиться до 200 таких таблиц. Отчет содержит до 600 кбайт цифровой информации. Небольшая часть из этого статистического материала выбирается и переписывается в память ЭВМ для дальнейшей математической обработки специальными про^- граммами статистического анализа, реализующими; алгоритм, описанный в предыдущем параграфе.
Сводные статистические данные о неисправностях-, получаемые при решении задачи № 3, представляют по. сути распечатку архива в упорядоченном виде с подведением итогов по типу самолета, его системам, подсистемам, агрегатам, деталям и характерам — неисправностей. Объем такой распечатки в год достигает (с добавлением необходимой вспомогательной информации)- 20 Мбайт. Используют ее для справок. Чаще, однако, чтобы облегчить труд пользователя информационной системы, распечатывается только часть архива — no< конкретным агрегатам конкретного типа, самолета, указываемым в. заявке, и распечатка сопровождается расшифровкой кодов. Таким образом, типовой режим решения задачи. № 3 предусматривает выборку сведений из — архи-ва объемом до 500 Мбайт и сортировку их в соответствии с заявкой. Надо так построить, базу данных, чтобы решение. такой задачи не занимало, .более 2—3 ч».
Перечни составных частей и комплектующих ‘ элементов, лимитирующих надежность, содержат’ только часть сведений из архива. Формулировка — описания неисправностей в них делается менее формальной, чем юна получается при кодировании реквизитов Т22, Т23, Т>4 первичного сообщения. Как выделение отдельных неисправностей для включения в перечень, так и построение неформального их описания требуют участия специалистов, работающих с информационной системой в режиме диалога. Общий объем информации в перечне, печатаемом по форме табл. 21, составляет около 125 кбайт за полугодие по одному типу-самолета. Особенность выдачи этого документа — очень большое число экземпляров (до двух десятков) из-за многочисленности заинтересованных — в его получении предприя — тий-изготовителей и разработчиков. Размножение всего тиража непосредственно на печатающих устройствах ЭВМ дает заметный выигрыш в оперативности.
Заполнение последней колонки в перечнях наиболее ненадежных составных частей ‘ и комплектующих элементов составляет содержание решения задачи 5. Для выполнения этой работы необходимо вести архив сведений о проведенных мероприятиях. Его объем за полугодие по одному типу самолетов составляет около 30 кбайт, т. е. много меньше, чем объем архива сообщений о неисправностях.
Решение задач оценки надежности отдельных агрегатов приводит к выдаче информационной системой таблиц или графиков в виде, принятом в исследовательских работах. Методика соответствующих расчетов дана в. гл. 4.
В информационной системе, обрабатывающей сообщения о неисправностях, должны храниться не только перечисленные выше выходные данные, но и информационно-справочные массивы. Так, при выдаче информации по запросам (задача 3) потребуются кодировочные справочники для большинства реквизитов первичного сообщения. Наибольший объем имеют справочники по агрегатам, узлам, блокам (около 7500 наименований) и деталям (2000 наименований). В памяти системы они занимают 500—600 кбайт. Большой объем нормативно — справочной информации требуется также для составления перечней наименее надежных составных частей и комплектующих элементов. Так, каталог описания таких неисправностей с кодами их адресов, принятых для кодирования ‘первичных сообщений, занимает около 600 кбайт. После уяснения характера выходных данных можно представить себе, какие же нужны исходные данные для решения всех шести задач.
Расчет показателей оценки надежности по типам самолетов, их основным функциональным системам и по авиапредприятиям не требует в качестве исходных данных использовать весь архив накопленных сообщений. Необходимы данные об отказах только за 2 года и не по всем реквизитам первичного документа, а лишь по первым одиннадцати. Получающийся здесь массив, основных данных имеет объем всего 7000 кбайт. Скорость поиска сведений в таком массиве и, следовательно, оперативность выдачи показателей оценки надежности много выше, чем получение тех же показателей по общему архиву.
При решении задач 4—6 требуются сведения по отказам техники определенной специальности одного конкретного типа ЛА. Объем данных здесь — до 5000 кбайт за год. Однако структура этих сведений и их содержание совпадают с содержанием основного архивного хранилища. Для облегчения работы по задачам 4—6) необходимо позаботиться о том, чтобы основной архив; не только структурно, но и физически распадался бы* на подархивы сведений по самолетам и, может быть,, по основным видам авиатехники (например, планер к его системы, двигатель, авиационное оборудование, радиоэлектронное оборудование)’, ;
* Следует считаться е некоторой неоднородностью входных данных при решении основных задач информационной системой, обрабатывающей сведения о неисправностях. Учет неоднородности при построении базы данных может значительно сократить время при расчетах, так как от того, насколько рационально построены массивы описаний объектов в пределах одной базы данных, во многом зависят временные характеристики реализации процедур поиска, обобщения и сортировки информации. О том, что время счета является; лимитирующим фактором при обработке реальных сведений о неисправностях с использованием даже самых, современных универсальных систем обработки данных, на ЭВМ, говорят следующие. простые расчеты (их результаты даже более оптимистичны, чем то, что получено сейчас в и н фо р м а ци о и н ы х системах гражданской авиации «НАТ» и «ЭНАТ»).
‘ Современная система обработки данных типа «ИНЭС» позволяет просмотреть около 100 документов в секунду. С ее помощью получение справки в архиве, ■содержащем 60ОЮ00 первичных сообщений, накопившихся за 2—3 года, займет 1,5 ч. — — — ■
Массивы базы данных имеют линейную или иерархическую структуру или организованы по сетевому принципу. При линейной структуре массив описаний содержит совокупность характеристик и их значений для независимых объектов. В составе характеристик объектов нет таких, которые описывали бы связи между объектами. При иерархической структуре модель реальной системы представляется в виде иерархического дерева с указанием характера подчиненности объектов. На таких структурах выделяются уровни иерархии, в пределах которых объекты считаются равноценными. Именно иерархическая структура данных применена в системе «ИНЭС». Однако использование ссылочных связей приближает ее к системе управления базами данных, организованными по сетевому принципу.
В системе обработки сведений о неисправностях. авиатехники используется более десятка словарей. Характеристики некоторых из них даны в табл. 25. Для того чтобы выдаваемые данные были понятны всем потребителям сведений о надежности без специальной подготовки, предусматривается минимальное использование кодов в выходных таблицах. Это требование заставляет выдавать все результаты счета в декодированном виде и обусловливает применение в словарях иногда весьм-а длинных наименований.
Заполнение баз данных о неисправностях авиационной техники производится, как правило, не посылкой в память отдельных записей, а вводом достаточно разнородной информации с каких-то форм первичных сообщений. Сведения выдаются в виде таблиц определенной формы. Реализация этих функций в современных информационных системах основана на понятиях ввода и вывода документов, являющихся образами на машинных носителях некоторых реальных объектов-ведомостей, сводок или первичных донесений об отказах. Документ обычно состоит из отдельных граф, реквизитов или других фрагментов, обобщенно называемых окнами.
Реквизиты |
Назначения |
>52 а g’S a S *- ►J to |
. * gg № g а u И й g«s М ° ^ я S |
Системы |
Ввод, хранение и вывод данных по задачам 1—6 |
Г20 |
30 |
Подсистемы |
То же |
7ТО- |
30- |
Агрегаты планера и |
» |
1000 |
30- |
его систем |
|||
Агрегаты двигателя |
» |
400 |
Э0- |
» звиационно- |
» |
26100 |
за |
го оборудования |
|||
Агрегаты (блоки) РЭО |
» |
1400 |
за |
Узлы |
» |
шао |
36 |
Детали |
» |
lQiCiO |
за |
Внешнее проявление |
» |
600 |
за |
Характер, сущность от- |
» |
400- |
36, |
каза |
|||
Формулировки описаний неисправностей |
Выдача данных по — задаче 4 и 5 |
600 по одному типу ЛА |
108 |
Формулировки проведенных мероприятий по повышению надежности |
Ввод и хранение данных по задаче -5, вывод данных по задачам 4 и. 5 |
600! |
180) |
В табл. 20 цифры в первой графе можно понимать как номера окон, а в последней колонке — как номера символов, с которых начинаются и кончаются эти окна.
Записанная в базу данных информация для дальнейшей манипуляции теряет уже все специфические особенности входного сообщения. Система обработки имеет дело с объектами, состоящими из окон, каждое из; которых характеризуется своим номером, адресом и длиной. Совокупность окон оформляется в виде таблицы- (макета ввода), описывающей в оперативной памяти форму входного документа. Макет ввода определяет в. дальнейшем взаимодействие документа и системы обработки данных исключительно в терминах окон. Окна поставляют значения терминальных -вершин, из окон выбираются ключи элементов массива, содержание окон может регламентировать порядок просмотра данных в базе.
Аналогично и при выводе информации операции над базой данных регламентируются макетом .‘выходного документа. Программа генерации выходного документа заполняет окна макета значениями из областей переменных, взятых в базе. Описание того, как должен заполняться макет документа, составляется в виде программы его генерации. Здесь же определяются переменные, значения которых должны суммироваться, и переменные, значения которых управляют выводом заголовков документа или его разделов, В документе может быть предусмотрен как общий итог, так и итоги по разделам.
Все описанные в данном параграфе средства организации информационной системы — для анализа надежности позволяют постоянно совершенствовать технологию этого анализа с умеренными затратами средств и времени. Подобная гибкость системы особенно необходима при анализе надежности авиационных систем, поскольку сам объект анализа очень динамичен.
По аналогии с ИВС, отрабатывающей первичные сообщения о неисправностях, может быть создана единая система диагностирования с головным центром, в вычислительных машинах которого будет накапливаться и анализироваться информация о техническом состоянии всего парка ЛА, поступающая из АТБ по каналам связи. Информация эта будет сосредоточена в банке данных, построенном по иерархическому принципу на основе ключевых массивов «авиапредприятие», «агрегат», «заводской номер», «наименование параметра», «наработка». Такая структура базы облегчит решение основных задач единой системы диагностирования:
изучения изменения технического состояния каждой части парка ЛА на основе методов, изложенных в § 2.3;
индивидуального прогнозирования изменения состояния каждого агрегата на основе методов § 3.2;
установления связи изменения технического состояния с условиями эксплуатации в различных климатических зонах на основе методов § 6.2.
По данным головного центра, связав их со сведениями q надежности, можно будет также совершенствовать технические средства, методы и алгоритмы контроля, диагностирования и прогнозирования состояния систем и летательного" аппарата в целом.
6.2. Формирование информационного обеспечения автоматизированных систем обработки данных
Под информационным обеспечением автоматизированных систем обработки данных обычно понимается совокупность основных информационных документов, обрабатываемых системой, и нормативно-справочных документов, регламентирующих сбор, а также технологические процессы обработки данных,
Практика разработки и функционирования различных АСУ показывает, что затраты труда на создание информационного обеспечения и пополнение базы данных новой информацией составляет большую часть затрат на систему. Наиболее трудоемкий — процесс, кодирования информации и переноса ее на машинные носители. Так, в типовой специализированной информационной системе по обработке данных, об отказах авиатехники Э. НАТ трудозатраты на кодирование составляют около 60 %, на перфорирование и контроль перфорирования — 10 % и только около 30 °/о общего фонда трудозатрат расходуется на непосредственные вычисления с помощью ЭВМ.
Поэтому при создании автоматизированной системы обработки сведений об отказах особое внимание следует обратить на обоснованное формирование информационного обеспечения. Здесь возникают две ключевые задачи: правильно определить ту часть получаемых исходных данных, которая должна быть введена в ЭВМ, и установить оптимальный объем кодирования этих данных при записи их на машинные носители. Самое простое решение — обрабатывать на ЭВМ все поступающие карточки учета неисправностей по максимально полной программе — нерационально, так как потребует слишком больших трудозатрат. Аналогичное решение по объему кодирования — занести в память ЭВМ все данные из карточек — не может быть реализовано вообще, так как понятия, представляемые текстовой частью карточки, не удается полностью заменить кодами, а обработка на ЭВМ неформализованных текстов на обычном языке пока остается нерешенной проблемой.
Поставим первую задачу более конкретно’. Анализ возможных’запросов, на которые должна давать ответ автоматизированная система обработки сведений об отказах, показывает, что объем информации, которую
необходимо переработать при поиске ответа меняется от 20 до 400 тыс, карточек учета неисправностей. Время ^зад. в течение — КОТОрОГО ОТВЄТ ДОЛЖЄН быТЬ ВЫДЭН, колеблется от 30 дней при подготовке сводных статистических данных до 2—3 ч при ответе на запрос об отказах определенного типа, могущих оказать непосредственное влияние на безопасность полетов. Кроме того, при ответах на разные запросы информация, содержащаяся в карточке учета, используется в разном объеме. При расчете показателей оценки надежности по авиапред — приятиям или по типам самолетов необходимы данные только о типе ЛА, организации-владельце, последствиях отказа, месте его обнаружения, дате, т. е. только основные сведения об отказавшем ЛА, занимающие на перфокарте 24 колонки. При оперативном поиске отказов определенного вида требуется описание адреса и характера отказа, которое занимает все 80 колонок перфокарты. Иногда требуется знать также подробные данные об отказавшем агрегате (его номер, дату выпуска и завод-изготовитель). Такие сведения могут быть размещены только на двух перфокартах, в 160 колонках. Например, они необходимы при накоплении сведений о мероприятиях, проведенных предприятиями-изготовите — лями по повышению надежности авиационной техники.
Частота запросов существенно меняется также в зависимости от типа ЛА. От него зависит и объем данных, которые надо обработать при ответе на запрос, так как он определяется числом получаемых карточек учета неисправностей по этому ЛА. Во второй и третьей графах табл. 26 приведены число карточек, получаемых в течение года по некоторым типам ЛА, и вероятность появления наименования данного типа ЛА в запросе.
Если карточек по какому-то типу ЛА приходит мало и запросы по нему редки, то ответить на запрос можно, просто пересчитав все соответствующие карточки в архиве. Такой вариант обработки данных выгоднее, чем вариант с использованием ЭВМ, когда массив сообщений за 5 лет содержит 1000—2000 карточек. Из этого примера ясно также, что решение о назначении варианта обработки должно учитывать не только сведения о частоте запросов, но и трудозатраты при ответе на запросы, необходимое на получение ответа время, и затраты на запись сведений из карточек учета в ЭВМ.
Вариант хранения информации из карточек учета |
сЬ ь |
О. СО 3 ^ н о &* tC g А Р. о ° Й Ь ® * |
Время подготовки ответа на запрос по 1000 карточек, ч |
|
о. Ш <п СО S s о £ м СО >-4 и |
S «0 m к СО w О, ^ о £-*оэ_ е с* |
ОТ/ |
||
Хранение оригиналов карточек в архиве без записи в ЭВМ |
ч |
2 |
Ній |
7 |
Запись в ЭВМ основных сведений юб отказавшем ЛА (С2р=24 байта) |
а |
42 |
а,7 |
2,5 |
Запись в ЭВМ всех сведений об .отказавшем Л А и его системе (С2р = = 44!,байта) |
-3 |
72 |
2,4 |
2,2 |
Запись в ЭВМ всех сведений об отказавшем ЛА и некоторых данных об отказавшем агрегате (С2р=64 байта) |
4 |
92 |
1/7 |
1 ,!1 |
Запись в ЭВМ всех — сведений об отказавшем ЛА и основных сведений об отказавшем агрегате (С2р= =80 байт) |
5 |
‘108 |
0,3 |
0,7 |
Запись в ЭВМ всех сведений ‘ об •отказавшем ЛА и агрегате (С2р= = ІІ0О байт) |
6 |
і 142 |
0,3 |
0,2 |
годовом массиве карточек по самолету 6-го типа Af06= = 17 800 шт. необходимо затратить 750 чел-ч на перенос в ЭВМ информации, занимающей 24 колонки перфокарты (реквизиты 1—8, 11, 19 в табл. 20). При этом среднее время ответа на запрос по шестому самолету составит 65 ч, так ‘как — за многими сведениями придется обращаться к архиву оригиналов карточек. При кодировании тех же карточек в объеме’ всех реквизитов табл, 20, относящихся к самолету, трудозатраты составят около 2300 чел-ч. Но ответ на запрос в среднем будет выдаваться через 5 ч.
Численность специалистов, которых можно привлечь к кодированию, ограничена. В этих условиях необходимо обеспечивать своевременность ответа на запросы при ограничениях располагаемого фонда трудозатрат за счет оптимального распределения имеющихся ресурсов по различным типам ЛА. Рассмотрим формальную постановку данной задачи в случае, когда необходимо так распределить фонд трудозатрат Ср на кодирование карточек учета неисправностей авиатехники, чтобы макси — 16— 113 225
милизовать вероятность своевременного ответа на запрос Р ((зад) • Обозначим: / = 1, 2, . . . ,~J — типы ЛА, по> которым поступают карточки учета неисправностей;
Nj^- число карточек, поступающих в течение года;
Pi — вероятность проведения обработки данных по> самолету /-го типа при ответе на произвольный запрос. Следует иметь в виду, что
/
і — индексы возможных вариантов кодирования: (табл. 27);
Xij= 1, если для /-го типа ЛА выбран і-й вариант кодирования; Хц = 0 в остальных случаях. Назначение Хіу. является целью решения задачи оптимального распределения трудозатрат. [Величины хц определяют порядок ввода в ЭВМ сведений из карточек учета .неисправностей разных типов ЛА;
‘Pi — трудозатраты на кодирование одной карточки учета в г-м варианте;
(зад— директивное (заданное) время на получение ответа по произвольному запросу. В расчетах ‘(Зад = 4 ч,. что соответствует времени ответа на оперативный запрос по отказам, непосредственно влияющим на. без*- опаоность полетов.
Время ответа на произвольный запрос % — величина случайная, имеющая усеченное нормальное распределение (т>0). Параметры этого распределения определяются принятым вариантом кодирования і и объемом’ перерабатываемых данных Nj. Анализ времени ответа на запросы в существующих информационных системах позволяет считать, что дисперсия оЧг слабо зависит от объема данных, в то время как математическое ожидание пропорционально объему данных
б
Mxj= y^aiNjXij, 06,10))
і= і
где со—время подготовки ответа на запрос, приходящееся на одну карточку.
Таким образом, вероятность своевременного ответа на запрос по /-му типу ЛА
6
<зад—2 aiNjXij І— 1
6
2 XijOXi г = 1
Теперь определение той части данных о неисправностях, которые необходимо вводить в ЭВМ, формализуется как нелинейная задача целочисленного программирования. Необходимо найти такие Хц, чтобы максимизировать величину
j
P(tsад) = 2 РзРз^зад) ■ ‘ (6.12)
При этом необходимо учитывать ограничения:
j в
2 2 (6.13)
/=і;=і
б
2 *«=1. /=1, 2 (6.14)
і г=1
Условие (6.13) реализует ограничение располагаемых трудозатрат. Условие (6.14) соответствует требованию, чтобы карточка по любому типу ЛА кодировалась в каком-то одном варианте.
Решение задачи (6.12) — (6.14) облегчается тем, что целевая функция (6.12) выпукла вниз по aiNjXij. Пакеты прикладных программ целочисленного линейного программирования позволяют решать задачи с такого класса нелинейностью. Решение задачи при исходных
данных, приведенных в табл. 26 и 27, дано в последних пяти графах табл. 26. Каждая графа соответствует одному значению располагаемого фонда трудозатрат Ср, определяемому штатной численностью 10—20 чел. подразделений ВЦ, занятых предварительной обработкой поступающей информации. Вероятность своевременного ответа на запрос меняется от Рі (4ад) =0,72 при СРі = = Т5’000 чел-ч до Рь ((зад) =0,984 при Ср5 = 35 000 чел-ч.
Как в любой целочисленной задаче, в решениях Хц трудно уловить четкую закономерность. Конечно, очевидно, что с уменьшением располагаемого фонда трудозатрат предпочтение отдается более простым вариантам кодирования. Можно отметить также, что в оптимальных решениях использованы всего три варианта кодирования (( = 2, 5, 6), так как сведения об отказах некоторых самолетов, у которых t=l, в базу данных заносить не нужно.